Владыка Фотий принял участие в региональном этапе XXV Международных Рождественских чтений в Ханты-Мансийске

Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Новости Служения Архипастыря Владыка Фотий принял участие в региональном этапе XXV Международных Рождественских чтений в Ханты-Мансийске
Владыка Фотий принял участие в региональном этапе XXV Международных Рождественских чтений в Ханты-Мансийске
Количество просмотров: 825

6

26 ноября 2016 года Преосвященнейший епископ Югорский и Няганский Фотий принял участие в региональном этапе XXV Международных Рождественских образовательных чтений, которые прошли в Большом зале КТЦ «Югра-Классик» в г. Ханты-Мансийске.

Международные Рождественские образовательные чтения – это научно практическая конференция. В это году ее главной темой стала; «1917-2017: уроки столетия».

Его Высокопреосвященство, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, выступил на пленарном заседании Чтений с докладом:

«Уважаемые члены президиума, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на открытии регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Проведение церковно-общественного форума Рождественских образовательных чтений уже стало доброй традицией. В 2017 году международный этап Чтений в Москве пройдет уже в 25-ый раз. За четверть века своего существования Рождественские образовательные чтения стали площадкой для обсуждения самых разных вопросов из области образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования и воспитания.

Именно поэтому среди представителей органов государственной власти, научной, педагогической и родительской общественности мы видим здесь людей, облеченных священным саном, представителей духовенства. Церковь не может оставаться в стороне от тех событий и трудностей, которые происходят в нашем обществе и с которыми порой сталкиваются наши граждане, будь-то явления социального или экономического порядка. Так было во все времена существования Церкви, так происходит и сегодня. И те многочисленные встречи между представителями государственной власти, общественности и церковнослужителями, которые мы наблюдаем, яркое тому подтверждение.

Деятельность современного священника сегодня не может ограничиваться стенами храма. В христианском восприятии мира обращение «братья и сестры» не является просто вежливым обращением к людям, но отражает глубокую онтологическую связь одного человека с другим. Все мы, как дети Божии, связаны тысячами и тысячами невидимых нитей, и благо одного человека напрямую зависит от состояния того, кто находится рядом. С другой стороны, все мы, вне зависимости от профессии, национальности или религиозной идентичности живем на одной земле, в одном государстве, и каждый по-своему желает, чтобы эта жизнь была лучше. Жизнь семьи, коллектива, и, конечно же, личная жизнь.

Региональный этап Международных образовательных Рождественских чтений — это важная церковно-общественная площадка, на которой подводятся итоги в сфере развития православного образования и воспитания на Югорской земле. Это собрание с участием представителей епархий, входящих в состав Ханты-Мансийской митрополии, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается. На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения являются предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви. Тема нынешних чтений  — «1917-2017: уроки столетия» — дает нам повод поразмышлять о том общем нашем прошлом, из которого мы все вышли. Если к нему относиться бережно и с любовью, если его не искажать и не забывать, то можно научиться тому, как изменить к лучшему и настоящее, и будущее. Трагические события 1917 года открыли в нашей истории новую страницу, и правильная оценка этих событий позволит нам усвоить уроки прошлого столетия и избежать трагических и болезненных ошибок в будущем.

Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и разумно выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура, которая тесным и непосредственным образом связана с образованием.

Не случайно, особенностью отечественного образования наряду с фундаментальностью всегда являлась его воспитательная функция. Образование есть обучение плюс воспитание; без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании. Как мы воспитаем? — вот главный вопрос. В каком духе — духе истины или лжи? Духе веры, надежды и любви или духе магии, колдовства, сатанизма, рядящегося под безобидные, на первый взгляд, молодежные праздники. Еще в начале XX века император Николай II, осуществляя реформу образования в Российской империи очень четко сформулировал цель этой реформы: «чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиною и уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубное для каждого дела своеволие и высокомерие». Убежден, что нам необходимо бережно хранить этот подход к образованию в контексте любых реформ и изменений.

Сохраняя воспитательную составляющую образования, мы должны учитывать быстро меняющуюся реальность и стараться быть эффективными перед лицом современных вызовов, поскольку от этого во многом зависит не только нравственное просвещение молодежи, но и духовная безопасность всего нашего общества.

Именно такие воспитательно-просветительские цели преследует введенный во всех российских регионах в 2012 году предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет этот пока преподается лишь в 4-м классе. С радостью хотел бы отметить, что большинство родителей и педагогов поддерживает расширение преподавания религиозных культур и светской этики на другие года обучения.

В 2016 году в развитии православного образования на Югорской земле нам удалось достичь некоторых успешных результатов. Выросло количество учащихся, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». Это стало возможным благодаря пониманию, сотрудничеству и поддержке наших инициатив руководителями окружных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики.

Вместе с этим все еще остается ряд вопросов, которые нам предстоит решать совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России. Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в некоторых муниципальных образованиях. Поступают тревожные звонки о том, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных организаций и органов управления образованием понятий «светскости» государства. Хотелось бы напомнить, что преподавать «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур» предложила Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей. Но, к сожалению, очень часто эти модули используются для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Надеюсь, что эти перекосы будут исправлены.

Отдельного внимания заслуживает обеспокоенность родителей учащихся о том, что преподаватели, которым поручается обучать детей по модулю «Основы православной культуры» не обладают достаточной квалификацией, а также обеспокоенность самих педагогов, которым приходится тратить немало времени и  усилий для подготовки к урокам по различным модулям. И для того, чтобы снять эти обеспокоенности, мы должны уделить особое внимание подготовке педагогов.

Призываю Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры и «Институт развития образования» рассмотреть возможность проведения курсов повышения квалификации педагогов ОРКСЭ по отдельным модулям во взаимодействии с представителями традиционных религиозных общин. Задачи воспитательного характера решаются не только в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и в рамках других учебных курсов, и в частности, «Социокультурные истоки». Считаю необходимым распространить опыт по реализации этой программы в г. Сургуте и Нижневартовске и на другие муниципальные образования нашего округа, создав на базе Регионального Координационного совета по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся специальный орган управления введением программы «Социокультурные истоки» с привлечением методистов Истоковедения Издательского Дома «Истоки» (г. Москва), педагогов-практиков.

Другой вопрос — статус кадетских классов и кадетских классов, реализующих казачий компонент. Необходимо законодательно закрепить их взаимодействие не только с представителями казачьих обществ, но и с православными религиозными организациями на уровне епархии или приходов, что важно для духовно-нравственного и патриотического воспитания кадетов, которые порой лишены возможности вживую прикоснуться к казачьим традициям, основанным на православной вере. Воспитанники должны иметь возможность встречаться со священнослужителями, участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно существует в большинстве казачьих кадетских корпусов. Кроме того, крайне важно относиться к праву родителей воспитывать и давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии со всеми международными актами в сфере образования, в том числе европейскими. Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для руководителя образовательной организации или для отдельных педагогов.

Знание собственной религиозной традиции и культуры способно не только интеллектуально обогатить человека, но и воспитать в нем уважение к представителям иных религиозных культур и традиций. Известно, что сегодня политические экстремисты пытаются использовать религиозные убеждения людей, не имеющих достаточных знаний о своей вере, в злонамеренных целях, что нередко приводит к формированию искаженных или даже фанатичных взглядов, способных нанести большой вред личности и государству. Так, в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ХМАО – Югре отмечается активизация пропаганды среди заключенных идей радикального экстремизма. Нередки случаи обращения христиан в ислам экстремистского толка. И происходит это не «благодаря» проповеди исламского духовенства, а благодаря псевдорелигиозной деятельности самих заключенных, нередко подверженных влиянию идей радикального ислама. Следует отметить и весьма слабую работу самого исламского духовенства нашего округа по проповеди традиционного ислама и по профилактике распространения радикально-исламистских идей в стенах исправительных учреждений. Верующие мусульмане подолгу не получают должного попечения и окормления своих пастырей. По некоторым данным только из нашего округа уехало воевать в Сирию более 400 человек.

Опыт служения представителей Русской Православной Церкви может быть очень и очень полезен. Регулярные встречи с духовенством, совершение богослужений, проведение конкурсов православной живописи в рамках Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных – все это помогает пресечь пропаганду идей радикального ислама среди заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях  нашего округа.

Хотелось бы с удовлетворением отметить, что Рождественские чтения приобретают всё более практический характер. Во многих благочиниях уже прошли муниципальные Рождественские чтения, являющиеся своеобразным подготовительным этапом. Их участники получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по направлениям своей деятельности.

Церковь готова и дальше сотрудничать со всеми теми, кому небезразлична судьба будущих поколений, и здесь она готова предложить самое ценное, что есть у нее – тысячелетний опыт духовно-нравственного преображения человека. Этот опыт основан на заповедях Спасителя, и представляет собой результат деятельной жизни миллионов подвижников веры и благочестия.

Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31).

От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил, помощи Божией в предстоящих трудах. Благословение Божие да пребывает со всеми вами».

За значительный вклад в дело духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества ряд педагогов Ханты-Мансийской митрополии был награжден епархиальными и церковными наградами.

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://yugorsk-eparhia.ru/index.php/2015-03-15-22-48-53/2015-03-18-15-13-53/1183--------xxv------.html#sigProGalleria361331da53

 

Строим всем миром

sobor

 

Свято-Троицкое Архиерейское подворье

sv troic monastyr

 

Отдел церковной благотворительности и социального служения

dobroe delo

 

Церковно-певческие курсы

 pevcheskie kursy

 

Пошив церковного облачения

banner

 

Гостиный дом "Ковчег"

kovcheg

Православный календарь

 

Актуальная аналитика

 

Радио "Вера"

 

 

Православная газета

 1305 19 868

 

 

Православный вестник

prav vestn 17 05

 

 

Карта Югорской епархии

karta

 

 

Телеканал "Союз"

soyuz tv

 

 

Радио "Радонеж"

radio radonez

 

 

RSS лента новостей

icons rss

 

 

Общецерковная аналитика

analitics

www.dimitrysmirnov.ru

iskomoe.ru  mariam.ru  tv-soyuz.ru radonezh.ru

 elitsy.ru

 Pravoslavie.ru

 pravmir.ru

 ugraeparhia

rublev.com

foma.ru treba.org  1000vladimir.ru  www.christian.ru library  muz.tv-soyuz.ru
     p-beseda.ru