
12 марта 2023 г. в кафедральном соборе Югорска Преосвященный епископ Фотий возглавил пассию страстям Христовым – особую службу, совершаемую Великим постом.
Правящему архиерею сослужили: протоиерей Алексий Туров, иерей Александр Галькевич, иерей Павел Кашин, иерей Богдан Черныш, иерей Антоний Генрих, диаконы Александр Дидковский и Иаков Браун. Сопровождали богослужение архиерейский и будничный хоры собора: регенты Ольга Буторина и матушка Вера Генрих. По окончании богослужения Его Преосвященство епископ Фотий сказал проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные отцы, братья и сестры, мы в этот Великий пост совершаем первую пассию: молитвословия, чтения, песнопения – погружаемся в ту атмосферу, в которой жил Господь в последние дни своей земной жизни. Сейчас из Святого Евангелия мы слышали, как Господь безропотно принял предательство, поношения, уничижения, был распят и умер на Кресте. Мы, стоящие в храме у Животворящего Креста Господня, не можем не проникаться этим, оставаться безучастными и бездействующими, зная ту цену, которую Господь отдал по Своей Любви ко всему роду человеческому и к каждому человеку в отдельности. «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26). Во внимательном следовании за Господом скрываются все радости и все надежды христианина. Старец Паисий Святогорец говорит, что внимательный человек проводит каждую неделю, как Страстную седмицу: каждую среду - как день предательства Господа; каждый четверг следуют за Господом в Сионскую горницу; каждую пятницу молится с Господом в Гефсиманском саду и взирает на Его Крестные страдания; каждую субботу плачет вместе с женами-мироносицами - так проведя неделю, внимательный человек каждый воскресный день встречает, как Пасху Христову. Но не получается так у нас. Незадолго до Страстных дней, входа Господня в Иерусалим, святые апостолы были уверены, что они претерпят все трудности, будут до конца сопровождать Господа. Они видели злобу иудеев и те тучи, которые сгущались вокруг Господа – их Учителя - и, поддерживая друг друга, говорили: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). А апостол Петр, в Сионской горнице, выражая общее настроение святых апостолов, восклицал: « хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (Мф. 26:35) Но, однако, этого не произошло, а исполнились слова Господа: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31) И на самом деле, почти все ученики в страхе от происходящего, разбежались. В то время святые апостолы, имея любовь к своему Учителю, решительность и даже мужество идти и пострадать за Него, не были еще готовы к мученичеству, они не были еще озарены Светом Воскресения и благодатью Святого Духа, и не могли взять на себя подвиг выше своих человеческих сил. Тот подвиг, который совершил Господь, не мог совершить ни один земной человек, а только Сам Бог, ставший Человеком. Христос на Кресте победил смерть и через это открыл для всех нас победу над смертью: через исполнение заповедей Божьих, через упование на поддержку и укрепление благодатью Божией. Мы знаем, что все апостолы, кроме Иоанна Богослова, закончили свою жизнь мученически. Они специально не искали мученичества, не возлагали на себя великие подвиги, а просто служили Господу, проповедовали о Его славном Воскресении. Святитель Григорий Богослов говорит: «…Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так, вышедши, не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее — малодушие» (свт. Григорий Богослов, 15, 57) Всех нас отцы, братья и сестры, Господь привел в храм, и мы, находясь здесь, пользуясь учением святых отцов, пользуясь сокровищницей церковной, усваиваем для себя учение, которое преподал нам Господь и, может быть, даже делаем маленькие шажки к совершенствованию своего духовного уровня. Может быть, совсем немного нужно для нас, чтобы быть с Господом. Если тебя обидели – простить, если ты обидел – просить прощения, каяться; если тебя злословят – не отвечать грубым словом; если одолевают греховные страсти, то бороться с ними, молиться, класть поклоны, читать Святое Евангелие; любить богослужения, любить храм Божий – даже это немногое дает большой духовный рост каждому из нас. Самое главное в христианской жизни – внимать своей совести и стараться понять, каким путем мы должны идти ко Господу, а ступив на этот путь, не надеяться на свои человеческие силы, а надеяться на помощь Божию, на действия благодати Святого Духа. Через это мы и в дни Великого поста, и в своей жизни преодолеем трудности и достигнем светлого славного Воскресения Христова. Аминь».
|