Победитель конкурса "Сергий Радонежский – светильник земли Русской" - 2019

Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Образование Конкурсы Победитель конкурса "Сергий Радонежский – светильник земли Русской" - 2019
Победитель конкурса "Сергий Радонежский – светильник земли Русской" - 2019

3

Диплом I степени (старшая возрастная категория)
Дарья Хвощевская, ученица гимназии г. Югорска

– Я уже участвовала в этом конкурсе в 2016 году, тогда в образе Сергия Радонежского и в его характере отметила важные черты, которые взяла на заметку для себя, то есть он стал для меня примером и наставником в жизни. Сейчас, спустя три года, у меня произошло много изменений, когда педагог предложила вновь написать сочинение на эту тему,  я решила, что будет полезно и интересно ещё серьезнее, глубже изучить его подвижническую жизнь, вновь открыть для себя что-то важное, какие-то поступки и черты, которые направят меня, помогут в настоящем периоде моего духовного развития. Для меня Сергий Радонежский – великий святой.

СОЧИНЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА

"Жизнь преподобного Сергия – подвиг любви к людям и своему Отечеству"

Русский священник, философ и богослов, человек с непростой судьбой Павел Флоренский говорил: "Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя её, признанным святым и при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют его современники".

Действительно, современники святого Сергия деяния его ещё при жизни признали чудом.  Об этом свидетельствует литературное наследие инока Троице-Сергиевой лавры, ученика преподобного Сергия Епифания Премудрого, написанное через 26 лет после смерти святого. Настолько сильно было желание у последующих поколений сохранить память о нём, что первоначальный текст Епифания, не дошедший до нас в оригинале, сохранился в переработке другого инока Троице-Сергиевого монастыря – афонского монаха Пахомия Логофета. Позднее, в середине XVII века, новую попытку, весьма успешную, сохранить память о святом предпринял некто Симон Азарьин. Житие святого в редакции Симона Азарьина, изданное в 1646 году, вновь вызвало желание сохранить память о преподобном у потомков в XIX и XX веках.

Что же заставляет на протяжении более 700 лет русских людей чтить память великорусского святого, обращаться к нему с молитвами за помощью и советом? Почему его жизнь и  деяния являются подвигом любви к людям и к своему Отечеству? 

Чтобы ответить на эти вопросы, я попыталась наложить житие Сергия на исторические события. С поучительным трудом литератора и историка Николая Карамзина "История государства Российского" в переложении для детей я познакомилась, учась в средних классах, теперь же обратилась к полному труду Николая Карамзина, и вот что узнала.

В 1314 году от Рождества Христова у благочестивых ростовских бояр Марии и Кирилла родился сын Варфоломей. К этому времени Россия уже более века находилась под властью татаро-монгольской орды. Вот как описывает последствия набегов Николай Карамзин: «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от её восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана. Летописцы наши, сетуя над развалинами отечества, о гибели городов и большой части народа, прибавляют: "Батый, как лютый зверь, пожирал целые области, терзая когтями остатки. Храбрейшие князья российские пали в битвах; другие скитались в землях чуждых; искали заступников между иноверными и не находили; славились прежде богатством и всего лишились. Матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими, а девы о своей невинности… Живые завидовали спокойствию мёртвых…" 

Защитить Отечество, утвердить порядок внутри страны в этот период не может ни один из русских князей. Корысть, жестокость, измены, злодейства самих князей русских иногда становились памятными народу более, чем набеги татар. Не всё спокойно и в делах православной церкви. Непристойную борьбу за сан митрополита российского описывает Карамзин. Всё это вызывает злобное остервенение народа. Спасение души своей люди ищут у святого старца. Святой Епифаний говорит: "Он был учителем православия для христолюбивых великих русских князей; твёрдым хранителем благочестия для вельмож, тысяцких, прочих начальников, чиновников и всего христолюбивого воинства; умным и душеполезным собеседником архиепископов, епископов и других святителей и архимандритов; прибежищем для честных игуменов и пресвитеров; для иноков – лествицей, возводящей на высоту небесную; милосердным отцом для сирот, сердечным заступником вдовам; утешением в печали, источником радости для скорбящих и плачущих; миротворцем для воюющих и злоумышляющих, неоскудевающим сокровищем для нищих и слабых, великим утешением для убогих, не имеющих еды на день, целителем многих недугов, поддержкой изнемогающим, опорой малодушным, заступником обездоленным, помощником обидимым, твёрдым обличителем насильников и грабителей, избавителем из плена, освободителем из рабства и тюремного заключения, выкупом для должников, подаянием для всех просящих, трезвением для пьяниц, смирением для гордых, обузданием для грабителей, запретителем для лихоимцев; для кающихся грешников и для всех с верой приходящих к нему – верным предстателем пред Богом. Не одни только православные изумлялись добродетельной жизни преподобного, но и многие из неверных дивились его блаженной жизни, ибо он возлюбил Бога всем своим сердцем и своего ближнего – как самого себя. Святой Сергий равно любил всех и равно всем творил добро…"

Любил всех... Что же такое любить? Позволить человеку любым быть, принимать его любым, со всеми недостатками и достоинствами. Не раздражаться, не озлобляться, стать опорой и утешением в минуты горя, не быть равнодушным. Как же тяжело бывает остановить свой нрав, если чувствуем мы обиду, ревнуем к успехам, завидуем положению, статусу, богатству других… Порой бывает сложно принять человека с физическим или душевным недостатком. Но любить, принять человека, каков он есть, не значит покориться ему, а дарить добро, даже если принять это добро он не сможет. Вместе с тем житие преподобного учит нас, что прежде чем исправлять других, необходимо исправиться самому.

Чему преподобный Сергий учил словом, то сам совершал. "…Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пёк, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил в гору и каждому приносил в келию…" (Из «Жития преподобного Сергия», составленного Епифанием). 

Главным в своем служении Сергий видел в установлении мира и братолюбия среди соотечественников. Даже храм воздвигнут был во имя святой Троицы: "Взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали (бы) ненавистную рознь мира сего". 

Победить рознь мира сего... Молодой инок Сергий, приняв постриг, отрёкшись от мира, мира, наполненного злобой, изменами, жестокостью, не противопоставляет себя миру, не спрятался, сохраняя жизнь себе, а сохраняет, взращивает и отдает миру благочестие и правду, взращивает и отдает теплоту сердечную. На протяжении своей жизни, становясь миротворцем между русскими князьями, содействую становлению монастырей, как духовному оплоту государства Российского, печётся – «печалуется», заботится о людях и Отечестве своем.

"Рознь мира" и сегодня актуальна для нашей страны и мира, в котором мы живем. Террор, насилие, болезни, экономическая блокада, информационная война – новые угрозы нашей новой истории. Вот и получается, что вновь необходимо людям вразумления святого о сохранении мира, а прежде всего уроки любви к ближнему и Отечеству своему. 

Несмотря на то что земля Югорская знакома святому Сергию не была, всё же, полагаю, неспроста скульптура святого появилась и в нашем городе. Пробегая мимо, под строгим, но любящим взором святого, невольно остановишься и  задумаешься о смысле слов, что начертаны на свитке в руке преподобного: "Любовию и единением спасёмся…" 

Чудом, подвигом жизни святого считаю его беспримерную, беззаветную любовь к людям, постоянное преодоление себя и всех невзгод, ни капли сомнения в служении своём людям и Отечеству. 

Примером своей святой жизни, наставлениями, беседами способствовал Сергий единению государства Российского. Потому и живёт уже более 700 лет память о святом, о его подвигах. Спасались духовной помощью святого в лихолетья монгольской орды. Защитило заступничество преподобного в смутное время в начале XVII века. Поможет и дальше, если уроки любви к ближнему батюшки Сергия будут усвоены каждым новым поколением.

"Преподобный не требует от нас похвалы – она нужна для спасения наших душ, поэтому установился добрый обычай: для научения будущих поколений описывать почести, дарованные Богом своим угодникам, чтобы добродетели святого не канули в пучину забвения, но рассказ о них, правдиво и разумно написанный, послужил бы на пользу читающим", – заключает в похвальном слове Сергию Епифаний Премудрый.