Конференция-сход атаманов Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского казачьего войска

Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home
Конференция-сход атаманов Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского казачьего войска
Количество просмотров: 2497

IMG 4614

16 апреля в штабе Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского казачьего войска Югорск-2 прошла конференция-сход атаманов Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского казачьего войска, расположенных на территории ХМАО – Югры, на котором присутствовал председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством Югорской епархии иерей Вячеслав Атаманенко.

На сходе обсуждались текущие проблемы казачества и решались вопросы взаимодействия казачьих обществ на территории округа.

 Духовные скрепы Российского казачества. Прошлое и настоящее.

 Казачество в духовно–исторической перспективе

Как возникло казачество? Точное его происхождение является предметом дискуссий. Существует множество научных теорий происхождения казачества, которые можно разделить на две группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и местного, коренного возникновения казачества.

Согласно миграционной теории население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраинах русских владений, в пределах Дикого поля. Беглецы эти объединялись в «ватаги» и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом «беглым людом» из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом, внутренней общественной организацией, военным укладом и тактикой, не свойственной не только русской, но и европейским армиям[1]. Существует и другая версия, утверждавшая, что «казаки по происхождению ничего общего с русским народом не имеют и в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии, а впоследствии обрусели, приняли русский язык и религию» Л. Н. Гумилёв считал, что казаки это – «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом»

Л.Н. Толстой писал о том, что «граница родила казачество». Действительно, исторически сложилось так, что основные казачьи поселения, впоследствии ставшие казачьими войсками, находились на приграничных территориях. Со временем под воздействием различных факторов казачество сформировалось как особое самостоятельное сословие, которое в составе Российской Империи занимало особое положение. Существовали казачьи области со своим особым внутренним бытом. Казаки охраняли государственные и внутренние этнические границы (Кавказ), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, плодородные земли и освобождались от налогов

Были в истории казачества и трагические моменты. Часто требования государственной власти шли против вольного образа жизни казаков, что приводило к множеству восстаний, самые крупные из которых возглавляли Иван Балаш, Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачёв. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей.

В XVI—XVII вв. казаки участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Много славных страниц было вписано казаками в историю Российского Государства.

В дореволюционной России вопросом о казачестве занимались мало. Считалось, что существовало оно с незапамятных времен, слилось с государством, жило где-то на окраинах. А что казаки из себя представляют, откуда взялись, какое их было историческое значение, – об этом как-то не задумывались. В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, имевшее особые права и обязанности, и вместе с тем военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно конницы и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. В столицах о них знали по царскому конвою и джигитовке, а для общества это было нечто ужасное, что-то вроде разбойников, плетью разгонявших народные демонстрации. Такой образ был широко распространен в советской культуре. Еще в начеле ХХ века в сборнике «Народный вестник» за 1906 г. была опубликована статья, в которой говорилось следующее: «слово казак стало синонимом грубости, наглости жестокости, зверства… Когда наши народные представители получат власть, то казачий вопрос будет одним из первых, которым они займутся и разрешат его в смысле уничтожения этой военной касты, являющейся покорным орудием в руках правящего класса». Эта идея воплотилась после военного переворота 1917 г. В период Гражданской войны и политики «расказачивания», инициатором которой был Л.Д. Троцкий, казачество как сословие было почти полностью уничтожено на территории Советской России. Отчего возникла такая ненависть? На мой взгляд, это связано с патриархальным укладом и крепкой религиозной ориентацией казаков, чего нам очень не хватает.

Сегодня идет много споров о происхождении казачества, и каждая точка зрения имеет свою доказательную базу. Но мы собрались для того, чтобы осмыслить нынешнее положение казаков и, пользуясь добрыми и славными примерами, взятыми из истории, определиться в направлении движения в завтрашний день.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в 2014 г. в г. Ставрополь сказал: «Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни». Именно этот образ жизни и позволял казакам сохраняться в различные периоды истории нашей страны.

Основополагающими принципами их внутренней организации являлись религиозность, личная свобода всех их членов, социальное равенство, взаимное уважение, возможность каждого казака открыто высказывать свое мнение на казачьем круге, являвшемся высшим органом управления казачьей общины, избирать и быть избранным высшим должностным лицом, атаманом, который был первым среди равных. Эти принципы были, есть и должны оставаться в основе организации и жизни казачьих обществ.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Если мы говорим об образе жизни (казаков), мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству – не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество – это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые, в конце концов, изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности.

Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни».

Сегодня часто говориться о недопустимости этнических или религиозных конфликтов и можно заметить, как неведомые силы пытаются такого рода конфликты разжечь вокруг и внутри нашей страны. В связи с этим необходимо отметить, что в военной истории нашей страны спокойно существовали и так называемые «туземные» части, приравненные к казачьим, которые формировались из народов, населявших Российскую Империю. Особенно много было казаков из служилых татар – крымских (Крымские конные полки), литовских (Литовско–татарский конный полк), ногайских, касимовских, мещерских. В «туземных» частях также служили калмыки (ставропольские и астраханские), буряты, эвенки (Тунгусский конный казачий полк), башкиры (Башкирское казачье войско), туркмены (Текинский конный полк), представители северо-кавказских горских народов (Дагестанский Конно–Иррегулярный полк и Осетинский конный полк).

После Отечественной войны 1812 года на территории Оренбургского казачьего войска оказалось несколько тысяч французских военнопленных, которые впоследствии были приняты в российское подданство и приписаны к Оренбургскому казачьему войску. Так же многие из пленных поляков, служивших в Наполеоновской армии, были зачислены в сибирские казаки. Вскоре после окончания военных кампаний этим полякам было предоставлено право вернуться на родину. Но многие из них, успев уже жениться на русских, не пожелали воспользоваться этим правом и остались в сибирских казаках навсегда, получив потом чины урядников и даже офицеров. Позже потомки этих поляков совершенно слились с прочей массой населения войска, сделавшись совершенно русскими, как по внешнему виду и языку, так и по вере и русскому духу. Только сохранившиеся фамилии вроде: Сваровских, Яновских, Костылецких, Ядровских, Легчинских, Дабшинских, Стабровских, Лясковских, Едомских, Жагульских и многих других, показывают, что предки казаков, носящих эти фамилии, были когда-то поляками. Если бы в России было так плохо, то, будьте уверены, и французы и поляки при первой же возможности вернулись на свою историческую родину, как об этом мечтали представители «Белого» казачества в эмиграции.

Если говорить о казаках, то обязательно нужно упомянуть и о членах их семей. Казаки всегда были образцовыми носителями традиционных семейных ценностей, построенных на религиозном восприятии таких понятий, как семья, воспитание, уважение к старшим. Казачьи семьи всегда отличались прочностью уз, как правило, были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, а физически крепкими. Развод в казачьих семьях был редким явлением, и он резко осуждался общественностью станицы. Грехом считалось рождение ребенка вне брака. Недопустимым, по казачьим бытовым традициям, было сквернословие. Прошу обратить внимание на данный факт. Сегодня сквернословие проникло так глубоко в сознание подавляющего большинства нашего народа, что не считается чем-то зазорным.

Только крепкая нравственная семья может противостоять негативному влиянию в современном мире. Добрые дети – дому венец, а злые – конец, говорит старая поговоркаСемья должна не столько передавать подрастающему поколению гордость за принадлежность к казачеству, сколько воспитывать и развивать в нем чувство личного долга и личной ответственности за семью.

Что касается религиозной жизни, то об этом ясно говорит старая поговорка: «Казак без веры – не казак». Одним из главных скрепов казачества в процессе становления и дальнейшего существования была вера в Бога. Объединение людей в вере носило не стремление совместного отправления церковных треб и других религиозных ритуалов, но служило важным внешним фоном единения. В таком уникальном формировании как сечь, мы видим некий мужской союз, сплоченный в вере. Некоторые историки сравнивают казачество с рыцарством.

Сегодня, к сожалению, у большинства казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовные традиции казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся только внешние обрядовые формы без духовного содержания, а «духовными казачьими традициями» называют фольклорно-бытовое обрядоверие.

Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан, осознанно исповедующих Православие. Невоцерковленность и невежественность в вопросах веры лишают казачество его основы. Без религиозного просвещения на всех уровнях возрождение подлинного казачества невозможно.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся веками норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 октября 2009 г. отметил, что «без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно»

Возрождая казачество, очень важно нам не сойти на путь внешнего эффекта – пагоны, шашки, ордена и прочее. Всем представителям этого движения, которое, дай Бог, вырастит в сословие, всем членам казачьих обществ, начиная с атамана и заканчивая молодым казаком, необходимо запечатлеть в своем сердце основные принципы: вера, неподкупность; общинность; семейность; товарищество; служение Отечеству.

  

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://yugorsk-eparhia.ru/index.php/component/content/article/35-2015-03-15-22-50-29/728-2016-04-22-05-43-56.html#sigProGalleria091608fe25