Успение Пресвятой Богородицы

Как хорошо прошло Всенощное Бдение в храме во имя Святой Троицы в п. Кондинском накануне двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы! Хоть и долгая была служба, которая продолжалась около трех часов, но она прошла незаметно, настолько было все торжественно, светло и благоговейно. Службу совершил настоятель храма иерей Сергий Уланов. Богослужебные пения Всенощного Бдения, а также самого праздника исполнил местный клирос под управлением матушки Галины Улановой. При пении тропарей из алтаря через Царские Врата была изнесена Плащаница на середину храма, затем был совершен крестный ход с плащаницей вокруг храма, а затем все с душевным и радостным трепетом прошли обратно под плащаницей в храм. Погода в эти дни стояла изумительно теплая.

На следующий день, 28 августа состоялась Праздничная Божественная литургия, посвященная событию священной истории, которое сугубо почитается на нашей земле- Успению Пресвятой Богородицы.  В честь этого светлого праздника по всей Руси возведено немало храмов и обителей. Москву издревле считали «Домом Богородицы» — городом, посвященным Царице Небесной, и поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле в ХIV веке, был освящен в честь Успения Богородицы.  Один из четырех уделов Пресвятой Богородицы находится в России- в селе Дивеево, где основан Свято- Троицкий  Серафимо- Дивеевский монастырь- место паломничества всех православных христиан Мне посчастливилось нынче побывать  в этом благодатном месте и пройти по Богородичной канавке, где ступали стопочки Царицы Небесной. Впечатления незабываемые. «И это множество Успенских храмов и монастырей являет себя любовь нашего народа к Пресвятой Богородице, к Матери Божией, являет собой особое благоговение перед ее Успением»- сказал  Евфимий Луховицкий, наместник Высоко- Петровского ставропигиального мужского монастыря, что в Москве.

В своей проповеди после литургии о.Сергий сказал важные вещи, связывая евангельские события с сегодняшним днем. В отрывке Евангелия от Луки, которое традиционно читается на все Богородичные праздники, говорится о Иисусе Христе и двух сестрах: Марфе и Марии, у которых Господь оказался в доме, и как одна сестра Марфа- суетилась, чтобы угостить Его, а другая- Мария, — уселась около Его ног и слушала с вниманием, что Он говорит. Марфа возмутилась, что она хлопочет, трудится, устала, а сестра ее просто сидит. На что Господь ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую честь, которая не отнимется от нее». Здесь образ Марии, оставившей все житейские попечения и целиком погрузившейся в богомыслие, общение со Христом Спасителем  -это, конечно, образ Девы Марии, Матери Иисуса, которая потому и стала Божественной избранницей, что смогла, как никто другой целиком, без остатка вручить себя в руки Божии. В этом отрывке, говорит батюшка,  четко проецируется наша жизнь: мы  много хлопочем, суетимся, бегаем,   раздражаемся, гневаемся на близких, т.е. заботимся о многом, но забываем самое главное, что нам действительно нужно. Нужно, чтобы Господь, Вера были на первом месте в душе человека и у нас есть такой пример — это Вера Пречистой Девы, нашей Заступницы и Ходатаицы. Ее сына распяли у ней на глазах, « оружие пронзило ее сердце», но Вера ее  не поколебалась. Вот Господь и говорит, Марфа печется о многом, а нужно лишь одно- о душе своей заботиться, выполнять заповеди, быть милосердным, творить добро, не злословить, не осуждать своих близких и далеких. А как этого достичь? Отец Сергий привел причту преподобного Аввы Дорофея о близости к нам Бога. Представьте круг, центр круга и линии, идущие от центра к окружности, т.е. радиусы. Так вот, круг-это мир, а точка в центре- Бог, радиусы же – пути жизни человеческой. Чем ближе мы приближаемся к Богу своей жизнью, делами, исполнениями заповедей, тем ближе мы становимся и к Богу и к друг другу. И наоборот, если мы отходим от Бога, то отходим и от людей, от ближних своих, теряем веру. Потрясающий в своей простоте и очевидности образ! Что может быть проще – чем ближе мы к Богу, тем ближе к друг другу. Будем же помнить и стремиться к главной Божией Заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Аминь.

Надежда Богданова