Рождественский сочельник в Югорске

6 января 2024 года, в Рождественский сочельник, духовенство кафедрального собора прп. Сергия Радонежского собралось вместе, чтобы совершить уставные богослужения суточного круга — часы, Литургию и великую вечерню Рождества Христова. В это светлое утро особые, праздничные песнопения навечерия Рождества исполнил приходской хор под искусным управлением матушки Татьяны Завориной. За Божественной литургией была совершена молитва о мире и Святой Руси.

Одна из особенностей предпраздничной службы заключается в торжественном выходе священнослужителей из алтаря в середину храма с вожжённой свечой при пении тропаря Христова Рождества. После этого иерей Антоний Генрих — ключарь собора — прочитал молитву на освящение яства, в честь которого празднуемый день и получил своё название – сочиво (коливо, кутью). Большинству христиан известно, что кутья – это поминальное блюдо, коливо — великопостное, а вот сочиво — каша, которая подается в сочельник. Её корни находят в Древней Греции, где она называлась “kolibo”. Дословно это переводят как “варёная пшеница”. Рецепт в его современном виде с небольшими изменениями пришел из Византии. Трапеза стала частью христианской культуры, как подражание Даниилу и трём отрокам, которые происходили из царских и княжеских родов. Они были взяты в плен царём Вавилонским Навуходоносором. Будучи способными к учению, без телесных недостатков и прекрасными внешне, юноши попали на службу в царские палаты. Им было назначено трапезничать тем же, что и царь. Но Даниил и другие отроки отказались от языческих яств. Он уговорил начальника евнухов, который был приставлен к ним, дать им десять дней доказать, что даже на овощах, зернах и воде они останутся такими же, как питающиеся с царского стола. Такова история появления известного всем православным христианам блюда. По церковному же уставу употребляют сочиво исключительно вечером после полного отказа от пищи в течение дня, но в этом году навечерие Рождества Христова приходится на субботу, поэтому пост несколько послабляется.

В завершение богослужений иерей Александр Дидковский святил Рождественский вертеп и скульптурную композицию, сооружённые трудами духовенства кафедрального собора и его неравнодушными помощниками.