Престольный праздник крестильного храма прор. Иоанна Предтечи в Югорске

11 сентября 2023 года, в день памяти Усекновения главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, приход кафедрального собора прп. Сергия Радонежского в Югорске совершил Божественную литургию в крестильном храме в честь прор. Иоанна Предтечи и свт. Иоанна Тобольского. Богослужение возглавил иерей Николай Щерба — настоятель храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Югорске; ему сослужили штатные клирики собора: иерей Александр Галькевич, иерей Антоний Зольников, иерей Антоний Генрих — ключарь собора, иерей Александр Дидковский и диакон Иаков Браун. Песнопения и славословия исполнил приходской хор под управлением Татианы Завориной. По окончании Литургии был совершён молебен прор. Иоанну Крестителю о страждущих различными недугами.

Также в этот день, известный в России как Всероссийский день трезвости, некоторые из прихожан дали обет трезвости на различные сроки. Обет трезвости — это обещание перед Богом и людьми, что человек не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещание после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отчего же, можно, — считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. — Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу — через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит». Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

После совершённого молебного пения иерей Николай Щерба обратился к прихожанам со словами проповеди, напомнив евангельское повествование дня и необходимость проведения трезвенного, сознательного образа жизни: «Дорогие братья и сёстры! Обет трезвости даётся не только теми людьми, кто страждет. Это общее молитвенное делание, потому что если кто-то из наших ближних страждет, мы, как единое Тело Христово, отчасти соприкасаемся с этими недугами. Поэтому любой христианин, желающий потрудиться в этом молитвенном направлении, может дать добрый пример для всех остальных.»